Sun (house_sun) wrote,
Sun
house_sun

Categories:

Три гуны: саттва, раджас, тамас.

131.jpg


Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество».
Также одним из значений этого слова является «веревка».


Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта,
которые связывают или сковывают этот объект,
не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.


Наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

Саттва (знания, чистота, непорочность.)
– уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
Раджас (действие, страсть)
- страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
Тамас (инерция, невежество)
- бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.


1. Саттва-гуна.

• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
• Гуна благости порождает истинное знание.

•  Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости,
увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание,
прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение.
Это сочная, маслянистая, здоровая пища.

  С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты,
рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом,

вегетарианская пища, - относится к гуне благости.

• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга
и освобождается от привязанности к плодам своего труда,
его отрешенность относится к гуне благости.

• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ,
видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.


• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности,
любви и ненависти или желания насладиться ее плодами,
называют деятельностью в гуне благости.

• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания
на гуны материальной природы и ложное эго,
кто действует с великой решимостью и энтузиазмом,
кто остается невозмутимым в успехе и неудаче,
действует в гуне благости.

• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать,
чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению,
является разумом в гуне благости.

• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой,
позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами,
называется решимостью в гуне благости.

2. Раджа-гуна.

• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью,
поэтому она связывает воплощенное живое существо узами
материальной корыстной деятельности.

• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает
признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег,
прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет
неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.

• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех,
кто занят корыстной деятельностью.

• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.

• Гуна страсти разжигает алчность.

• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая,
сухая и очень горячая пища нравится людям,
находящимся в гуне страсти.
Такая пища является источником горя, страданий и болезней.

• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет,
уважение и вызвать благоговение у людей,
является тапасьей в гуне страсти.
Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.

• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение,
с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно,
считается пожертвованием в гуне страсти.

• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того,
что это слишком обременительно, или из страха,
отрекается от него под влиянием гуны страсти.
Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.

• Представления о том, что живое существо суть материальное тело
и что с гибелью тела уничтожается и его сознание,
называют знанием в гуне страсти.


Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела
отличаются друг от друга по уровню развития сознания,
и не признает существования души как источника сознания.
Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают
существование души независимо от тела.
Они утверждают, что сознание является временным, или же,
отрицая существование индивидуальных душ, признают
существование вездесущей, исполненной знания души,
а тело считают временным проявлением невежества.
Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной,
ни высшей души.
Все эти представления порождены гуной страсти.

• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение
собственных желаний и продиктованная ложным эго,
называют деятельностью в гуне страсти.

• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим
желанием насладиться плодами своего труда,если он жаден, злобен, нечист,
подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится
под вилянием гуны страсти.

• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами,
которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду,
именуют счастьем в гуне страсти.

3. Тама-гуна


• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества,
человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум
и становится жертвой иллюзии.


Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели.
Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия.
Это называется иллюзией.
Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.

• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.

• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.

• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков,
нравится тем, кто находится в гуне тьмы.

• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием
или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим,
является тапасьей в гуне невежества.

• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время,
отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения,
считается пожертвованием в гуне невежества.

• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби,
подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности,
порождена гуной тьмы.

• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души,
обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией,
- такое счастье называют счастьем в гуне невежества.
Tags: Душа, аскеза, аюрведа, гуны, разум, сознание, счастье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ..цитаты о душе

    Душа бабушки Полины. Художник Алесандр Простев. Кто светится внутренним светом, - не внешним! - Тот с Высшим и в мире…

  • (no subject)

    «Батурова гора» — заповідне урочище, втрачений об'єкт природно-заповідного фонду України. Близость двух сердец…

  • Karl Nordström 

    Карл Нордстрем - Овсяное поле, Грез (ок. 1885 г.) - Художественный музей Мальмё, Швеция Обвалакивающую нежность овсянки можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments