Sun (house_sun) wrote,
Sun
house_sun

Categories:

Рефлексы души


В 1863 году в Петербургском журнале была напечатана статья
профессора Сеченова "Рефлексы головного мозга",
в которой высмеивалась попытка
"философов-идеалистов и церковников,
самым серьезным образом обсуждавших вопрос о том,
где в организме находится вместилище души,
души как чего-то нематериального,
не подчиняющегося законам природы".



В результате исследований Сеченова было обнаружено,
что когда на обнаженный мозг лягушки накладывают кристаллы поваренной соли,
рефлексы замедляются, а когда на лапку капают серной кислотой, они ускоряются.

Так было окончательно доказано отсутствие в человеке "Божественной души".
С этих пор жизнь человека стала просто физиологической потребностью его организма,
а наши муки и радости - условными рефлексами, сродни тем,
что появляются у лягушки под влиянием серной кислоты.
Великий ученый обнаружил в лягушке печень и селезенку, но не обнаружил души.
Что можно сказать на это?


С помощью зверских методов можно прийти только к зверским выводам.
Как и в большинстве случаев, здесь не эксперимент приводил к выводу,
а априорный вывод помогал поставить нужный эксперимент.
Наивному гению отечественной науки было невдомек,
что пока он изучал рефлексы распотрошенной лягушки,
душа ее плакала, корчась от боли, причиненной ее телу.

Душа ее плакала, не понимая, что происходит с нею,
почему она должна покинуть это тело,
в котором ей было так хорошо,
в котором она познала незамысловатые радости лягушачьего бытия,
в котором она самозабвенно пела от любви,
грелась на солнце и ела вкусных комаров.

Гений считал, что все ее слезы - это всего лишь условный рефлекс,
гениально ускоренный им в результате соприкосновения лягушачьей лапки с серной кислотой.

Слезы, конечно, рефлекс, но желание жить вечно
- не рефлекс, а природа вечной души.
Или, если рефлекс, то рефлекс не тела, а души.


Именно это желание заставляет лягушку
убегать от острого скальпеля и в ужасе верещать.

Субстратом любого желания, так же как и сопутствующих
ему удовольствий и страданий, является душа.


Наш верный компьютер не оплакивает свою судьбу
всякий раз, когда мы выключаем его.
Он не плачет и не молит нас о пощаде,
когда видит занесенную над кнопкой руку.
Он может жалобно пищать, когда кончается ток в батарейке,
но писк этот только кажется жалобным нам, живым,
- ему все равно, жить или умереть.


А лягушке почему-то не все равно, так же как и нам.
Майя, под влиянием которой находился титулованный живодер,
кажется отделенной от своего источника и повелителя, Бога,
но в то же время она не способна существовать самостоятельно.

Ее самостоятельность, сколь бы убедительной
она ни казалась, мнима, и именно поэтому
эту энергию Бога называют майей, иллюзией.

Майя имеет два аспекта:
нимитта-майя (энергия причинности, или джива-майя) и
упадана-майя (материя, или гуна-майя).


Эти два аспекта вводящей в заблуждение
энергии Кришны соответственно,
составляют действенную и вещественную
причины мироздания.


Оба аспекта майи подобны отражению солнца.
Отражение солнца существует как бы само по себе,
но в то же время оно зависит в своем существовании от солнца.
Подобно этому, джива-майя и гуна-майя
существуют помимо Бхагавана как такового,
но не независимо от Него.
Свет солнца, упавший на какой-то предмет,
либо отражается им, либо поглощается.
В первом случае кажется, будто предмет
светится отраженным светом,
а во втором возникает тень, но и то, и другое
- результат деятельности солнца.

Подобно этому,
джива-майя наделена сознанием (сиянием), а
гуна-майя подобна тьме, то есть лишена сознания.


Гуна-майя не существует в Бхагаване
(так же, как на солнце нет тени),
но в то же время она зависит от Него в том смысле,
что не может существовать без Него.
Нимитта-майя (джива-майя) - это иллюзия,
которая влияет на дживы, поддающиеся ее влиянию.
Она также имеет двойную функцию :
видья (знание)
и авидья (невежество).


Видья-шакти
благосклонно относится
к обусловленным душам и способствует их освобождению,
открывая им доступ к духовной энергии,
или трансцендентному сознанию.



Освобождение душе может даровать только Кришна,
но Он делает это посредством Своей видья-шакти.

Авидья же помогает процессу сотворения материального мира,
скрывая истинную природу души от самой души
и порождая эмпирическое сознание
вместе с присущей ему привязанностью
к телу и объектам чувств.


В свою очередь, авидья-шакти тоже имеет две функции, или два аспекта.
Первая функция называется аваранатмика-майей:
она накидывает покров невежества на душу
и заставляет ее забыть о своей истинной природе
- природе слуги Бхагавана.



А вторая функция называется викшепатмика или пракшепатмика-майей,
так как она замыкает сознание души на самой себе,
образуя эмпирическое сознание тела.

Эти две функции авидья-шакти также коренятся
в изначальной двойственности майи.

Шрила Джива Госвами в "Парамартха-сандарбхе" объясняет,
что аваранатмика-шакти своей тьмой
поглощает изначальное знание души
,
а викшепатмика-шакти своим ложным
(отраженным) светом внушает ей ложное знание
.

Слово викшепа, или пракшепа буквально означает "проецировать".
Подобно тому как человек проецирует свое
представление о змее на веревку и думает, что веревка - это змея,
викшепатмика-майя проецирует сознание
дживы на тело и заставляет ее считать себя телом.

Итак, снова аваранатмика-майя проявляет аспект вещественной причины,
покрывая сознание живого существа материей,
а викшепатмика-майя служит действенной причиной нашей обусловленности,
СОЗДАВАЯ обусловленное сознание и
тем самым скрывая от нас глубинную причину бытия - Бога.
Майя одновременно привораживает нас к себе и опьяняет.


Иначе говоря, за триста лет до появления на свет
знаменитой статьи Сеченова
Шрила Джива Госвами не только предсказал ее появление,
но и объяснил причину:

майя кажется самодостаточной.
Два ее аспекта, лежащие на поверхности,
заставляют живое существо уверовать в то,
что для функционирования материальной природы
не нужна ни душа, ни Бог.


Изумительный механизм материальной природы
не просто создан Богом, но еще и создан Им таким образом,
чтобы казалось, будто он возник сам, без Его вмешательства.

За тысячи лет до появления знаменитой статьи
о том же предостерегал в беседе с Видурой Майтрея Риши:

"Господь созерцает, а внешняя энергия,
созерцаемая Им, действует одновременно как причина,
и как следствие космического мироздания.
О счастливый Видура, эту энергию называют
майей, иллюзией, и именно благодаря ей
возникает материальный мир".



Чтобы окончательно ввести в заблуждение тех,
кто хочет быть введенным в заблуждение,
майя действует одновременно как ПРИЧИНА, и как СЛЕДСТВИЕ,
скрывая от нас глубинную причину бытия, Бога.

Шрила Прабхупада объясняет это в комментарии
к шестьдесят шестому стиху пятой главы Ади-лилы "Чайтанья-чаритамриты".


Первый аспект майи привораживает нас к материальному миру:
"Когда живое существо, которое тоже
является духовной энергией Господа,
покрывается облаком материальной энергии,
оно забывает о том, как действует духовная
энергия и начинает считать все происходящее
в материальной природе удивительным и чудесным".



Именно поэтому бесчисленные естествоиспытатели и живодеры
так пристально всматриваются в удивительную материальную природу,
не в силах оторвать от нее своего хищного взгляда.
Другой аспект материальной энергии, опьяняя нас,
извращает наше знание и помогает нам
формулировать ложные концепции и теории:

"Материальная энергия, которая представляет собой
искаженное проявление духовной энергии,
все представляет в ложном свете, приводя к
возникновению ложных теорий и противоречивых взглядов.

Ученые-материалисты и философы, очарованные
материальной энергией, считают,
что материальная энергия способна действовать сама,
независимо от Бога, поэтому рано или поздно
их постигает разочарование, как оно постигает того,
кто пытается надоить молока из сосцеобразных
выростов на шее козла.

Постичь изначальную причину творения с помощью теорий,
порожденных самой материальной энергией,
так же невозможно, как надоить молоко из козла".

За печенью и селезенкой трудно разглядеть душу,
но еще труднее увидеть ее за нагромождением
тонких материальных энергий майи.


Природа двух аспектов майи, действенной и вещественной причин
(нимитта-майи и упадахана майи) описана в "Шримад-Бхагаватам".
(6)

Там говорится, что нимитта-майя,
активная причина бытия состоит из пяти компонентов:
времени, судьбы (дайвы), кармы, дживы и ее наклонностей
(сва-бхавы, или условных рефлексов)
.

А вещественная причина творения (упадахана-майя)
состоит из тонких материальных элементов,
тела, жизненной силы (праны), ложного эго
и одиннадцати органов чувств
.


Главной движущей силой этого хитрого механизма является карма,
деятельность, совершаемая ложным эго.


Эта деятельность приводит к тому,
что обусловленная душа рождается снова
и снова в этом мире в разных формах и видах жизни,
идеально приспособленных для того, чтобы
исполнять ее неистощимые желания.


Тело, которое получает душа, вырастает из семени ее кармы.
Разрастаясь, оно накапливает новую карму,
как дерево порождающее новые семена.


Побуждаемая временем, душа Сеченова с накопленными ею привычками
и наклонностями в должный срок родилась в теле человека.
Тело это было целиком создано из материальной энергии.
Удерживали ее в этом теле потоки праны, жизненной энергии.

Та же материальная энергия дала этой душе выдающийся интеллект
и ложное эго, которое помогло ей освоиться с новым телом,
почувствовать себя в нем, как дома, и поверить в то,
что это тело и есть она сама.

Органы чувств и ум исправно снабжали его могучий интеллект
всевозможной информацией, которую он научился перерабатывать,
классифицировать и объяснять.
Судьба помогла этой душе получить образование и обрести славу,
почет, деньги, последователей и учеников.
Так при чем здесь Бог?

Всем этим душа Сеченова была обязана только материальной энергии,
порождением которой она привыкла себя считать.
Поэтому однажды, в порыве благодарности, вооружившись
своим интеллектом и накопленным опытом,
она поставила решающий эксперимент, окончательно доказавший всем,
что нет не только Бога, но и ее самой.
Единственное, чего не учла душа великого естествоиспытателя,
это то, что, поставив этот эксперимент, она создала карму,
ставшую семенем ее будущей жизни.

Майя, из которой состояло тело замученной лягушки,
заставляла ее душу отожествить себя с лягушачьим телом
и испытывать лягушачьи радости и муки.

Эта же майя, заставляла ее тело дрыгаться,
отзываясь на внешние раздражители.
Эта же майя создавала в уме почтенного живодера теории о том,
что души не существует, и она же в форме дайвы, провидения,
сделала так, что в своей следующей жизни он родился лягушкой,
чтобы на собственном опыте испытать, что чувствует лягушка,
когда на ее мозг кладут кристаллики поваренной соли.


Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами
Tags: Бог, Бхагавад-гита, Бхакти Вигьяна Госвами, Бхактиведанта Свами Прабхупада, Душа, Философиявед, иллюзия, карма, обусловленность, притча, реинкарнация, ум
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Yash Mahansaria

    DESPACITO (TABLA X FLUTE) (INSTRUMENTAL)

  • Карпаты..

    Сомненье, вера, пыл живых страстей — Игра воздушных мыльных пузырей: Тот радугой блеснул, а этот серый... И разлетятся все!…

  • ..судьба не нуждается в приглашении

    ..на встречу красоте...) FINNEAS - Let's Fall in Love for the Night (Official Video)…

  • Клод Моне

    Название: Осень на Сене, Аржантей 👨🎨 Автор: Клод Моне 🕰 Год: 1874 🏛 Местонахождение: Высокий художественный музей, Атланта…

  • Дэниел Гарбер

    Дэниел Гарбер (США 1880-1958) Тени (1922) холст, масло 76,2 х 71,1 см ..не могу придумать, что сказать, поэтому вот несколько…

  • Чэнь Хуэйминь

    Китайский живописец Чэнь Хуэйминь 1943 года рождения.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments