Sun (house_sun) wrote,
Sun
house_sun

Categories:

Круг, треугольник и квадрат




Известня картина работы Сэнгая, полотно «Круг, треугольник и квадрат».
В Японии эти изображения рассматривают
как «правильно», «наполовину правильно» и «неправильно» сооветственно.
Кроме этого, знаки олицетворяют собой стихии:
круг — воду, треугольник — огонь, четырёхугольник — землю.

Идея заключается в том, что все вещи во Вселенной представлены этими тремя формами.




Сэнгай - японский буддийский монах школы Риндзай.
Риндзай считается первой дзэн-буддийской школой, появившейся на Японских островах.

Особенностью философии школы риндзай является догмат о возможности
немедленного просветления и использование практикующими, совместно
с практикой медитации, коанов — иррациональных загадок или притч-вопросов,
разрешение которых может не лежать в логической плоскости,
но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори.

Сато́ри — в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное
переживание опыта постижения истинной природы (человека)
через достижение «состояния одной мысли».

Помимо упражнений в медитации и коанов, риндзай целенаправленно
культивирует у своих последователей необходимость заниматься боевыми искусствами.
Это позволяет адептам заниматься самодисциплинированием и избегать страха смерти
путём прямого изменения сознания. Кроме того, благодаря такой идеологии,
риндзай была воспринята в сословии самураев, в отличие от сото,
получившей распространение у представителей не столь высоких сословий.
Эта школа стала практически незаменимым атрибутом образования самурая,
её идеология во многом способствовала возникновению самурайского кодекса бусидо.


Слово «Бусидо» на японском языке, высеченное на камне.


Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая,
свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе,
в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая
корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов
воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к
искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов,
срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI—XVII вв.
уже как кодекс самурайской этики.

Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали
потребностям и интересам самураев. Это прежде всего трепетное отношение
к смерти и равнодушие к жизни, основанные на вере в перерождение душ.

Иногда люди, не разбирающиеся в японской культуре и истории,
напрямую переносят свои представления о рыцарском кодексе чести на бусидо.
Однако в силу культурных различий это не совсем верно. Например, поступок,
с точки зрения рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая
воспитанность, с точки зрения бусидо может восприниматься как лицемерие.


Требование дать «честное слово» рассматривалось бы японским воином
как личное оскорбление, так как бусидо запрещало лгать и не исполнять данных обещаний.
В то же время, с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому
неожиданное нападение на ненападающего противника с использованием иай-дзюцу
соответствует бусидо, однако с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное
нападение считается бесчестным. Следует также отметить, что нападение с
использованием иай-дзюцу могло быть и на нейтрально настроенного человека,
в случае исключительной наглости последнего, причём сам факт начала нападения
считается в таком случае объявлением войны. Истинный самурай, отправляясь в поход,
давал три обета: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Постулаты Бусидо:


Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить,
и умереть, когда правомерно умереть.

К смерти следует идти с ясным осознанием того, что надлежит делать
самураю и что унижает его достоинство.

Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос,
правда ли то, что собираешься сказать.

Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

Уважать правило «ствола и ветвей».
Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек,
пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай.
Родители — ствол дерева, дети — его ветви.

Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным.
Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его
сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти
на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.

Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена.
В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука,
ни при упражнениях с копьём.

Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине
или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду.
Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт,
даже если он ничего не ел.

Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет
сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть
с улыбкой без унизительной поспешности.

Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут
его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами
прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух,
подчиняясь неизбежному.

Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая.
Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать
досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон,
в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные
скромные чашки и нелакированный керамический чайник.

Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть
в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью.
Вот его главное дело.

Философия Бусидо:

воин должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент,
что нужно ценить каждую минуту, проведённую при жизни,
потому что она может оказаться последней.

Только человек, готовый к смерти, может жить, видя этот мир в полном цвете,
посвящая весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним.
Только тот, кто понимает, что, быть может, видит это в последний раз,
может смотреть на мир с такой любовью и замечать то, на что обычные
люди в суете жизни не обращают внимания.

Он чувствует, как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы
и шелестят листья деревьев, как листок, сорвавшись с ветки, кружась, попадая в ручей,
стремительно плывёт по течению. Поэтому среди самураев было немало поэтов.
По неписаной традиции многие из них оставили нам свои предсмертные стихи,
сочинённые перед совершением сэппуку. Многие увлекались театром ,
каллиграфией и изобразительным искусством.

Отцы бусидо различали два вида храбрости:

природную мужественность, признаками которой были бесшабашность,
грубость, вспыльчивость и задиристость;

и сознательную отвагу, которую может воспитать в себе каждый,
независимо от того, что дано ему с рождения.
Храбрость, доходящая до безумия в полном самоотречении и презрении к смерти
— вот то, к чему должен был стремиться истинный воин.

«Путь самурая заключается в безрассудности.
Такого человека не смогут убить и десяток людей.
С помощью здравого смысла не добьёшься многих вещей.
Просто перестань думать и стань безумным».


Руководствуясь этим принципом, многие великие воины тех времён,
одержимые боевым безумием, глубоко врубались в ряды врага
в одиночку и оставались живы.

Презрение к богатству, стяжательству и вообще к деньгам на заре самурайства
доходило до принципиального полного отказа от них и жизни исключительно
на довольствии у господина. С этой точки зрения богатство и красота доспехов
и оружия вызывали презрение у подлинного самурая
и считались компенсацией своей слабости и трусости.

Впрочем, со временем растущее обогащение класса самураев
всё больше заставляло их закрывать глаза на заповедь бессребренничества,
сделав подобную скромность уделом лишь немногих фанатиков.

Упорство в достижении цели так же считалось
крайне важным качеством самурая.


Гордость и чувство собственного достоинства
— то, чем должен был обладать самурай, чтобы вызывать уважение в обществе.
Под достоинством понимались простота мышления и сила духа,
внешними проявлениями которых считались самообладание,
спокойное выражение лица, немногословность, учтивость,
отточенные движения и безукоризненность манер.

Задетая гордость или честь легко могла стать причиной убийства обидчика
или ритуального самоубийства, как способа смыть бесчестье со своего имени.

Верность своему слову всегда высоко ценилась в воинских сословиях
и самурайство не было исключением.
Ложь или нарушение обещания покрывали имя воина позором.

«Слово самурая твёрже металла.
Поскольку я сам воплощение своего слова,
что ещё могут сделать боги и будды?»


Ритуальные самоубийства при бесчестье (сэппуку) и вослед
скончавшемуся господину (цуйфуку) были распространённой
и уважаемой практикой, зелёный свет для которой давало
буддийское учение о перерождении душ.

Ритуал был строго канонизирован и преподавался с детства,
отступления считались позором. Если позволяли обстоятельства,
самурай подходил к этому без спешки, завершив дела, попрощавшись
с близкими и оставив о себе светлую память своими последними деяниями.
Количество самоубийств в определённые периоды достигало таких величин,
что в XVIII в. был введён официальный запрет на них,
чтобы предотвратить самоистребление самурайства.

Влияние буддизма привило бусидо понимание важности милосердия,
человечности и сострадания.


«Сострадание — это мать, вскармливающая судьбу человека».

Верность, справедливость и мужество — эти важные качества просто
обязаны были иметь те, кто следовал бусидо. За правду и честь воин
должен был идти до конца и отдать без промедления свою жизнь, если потребуется.

Бусидо требовало от женщины целомудрия и беззаветной преданности
своему мужу с бескорыстным ему служением, точно так же, как от самурая — его господину.
В ответ она получала уважение мужа и его заботу.

Целомудрие в этом понимании - это умение женщины сосредоточиться
на одном мужчине, не только в деле, но и в мыслях.


Каждая благородная женщина в той или иной степени овладевала
искусством короткого клинка и носила маленький кинжал при себе,
пряча в прическе или складках одежды.

На случай бесчестья или для предотвращения такового для женщин
был предусмотрен свой ритуал самоубийства с помощью этого оружия,
называемый дзигай и заключавшийся в перерезании себе горла.
Обязательной частью дзигая было связывание себе лодыжек,
чтобы и после смерти выглядеть пристойно.
Маленький кинжал кайкэн до сих пор вручается в подарок
невесте в традиционной японской свадебной церемонии.

Помимо этого, жена самурая в отсутствие мужа брала на себя
защиту дома от врагов. Для этого над входной дверью
подвешивалось копье или нагината, искусству обращения
с которыми женщина обучалась.
В крупных поместьях женщина-хозяйка могла возглавить оборону
в случае нападения врага. Реально участвовавшие в сражении женщины
сословия самураев получали почётный статус онна-бугэйся.

Невзирая на какое бы то ни было уважение и любовь самурая к своей женщине,
отправляясь в поход или просто находясь на службе у господина,
он должен был забыть свою жену, семью и дом так, как будто бы их не существовало вовсе.

Речь шла о том, что для полного искоренения страха смерти воину необходимо
было отделить своё сознание от всего, что могло привязывать его к жизни.


Tags: интересное, качества, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дерево иллюзии

    Бхагавад-гита как она есть (глава 15, текст 1) Верховный Господь сказал: Писания говорят о вечном дереве баньян, корни…

  • ****

    Качественная любовь основана на умении дружить. Хороший друг станет и хорошим семьянином. Так что, учитесь дружить, а…

  • Дорога под облаками

    .......вместо тысячи слов... Ilan Chester - Symphony of the Soul - 7. Gauranga…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments