Sun (house_sun) wrote,
Sun
house_sun

Category:

Кришна-бхакти




Я хотел бы прочитать слова Бхактивинода Тхакура.
Очень важные для нас.

Потому что, если мы поймем их, то ничего другого нам больше понимать не нужно будет.
Это слова из «Джайва-дхармы» Бхактивинода Тхакура,
где описывается диалог между учителем и учеником.




И учитель говорит своему ученику:
«Оставь свою гордыню, думая:
„ Я – брахман, я богатый, я – большой знаток Писаний, я – вайшнав, я – преданный“».


Даже это может быть гордыней.

Кто-то замечал это на других? (смех)
Я – преданный!!! А все остальные – грязные карми.
Я отреченный человек, я столько всего оставил, я то, я сё….

Он говорит:
«Человек не должен даже во сне видеть,
как он тайком требует какое-то уважение к себе за то положение,
которое он занимает».

Даже во сне, даже в мечтах своих я не должен представлять,
что я достиг этого положения.
Это значит, что другие должны платить мне каким-то уважением.
Он говорит:
«Я должен всегда ощущать себя очень смиренным, очень кротким,
бедным, ниже, чем травинка».
Услышав это, ученик задает ему вопрос.
У ученика появляются в сердце сомнения.
И наверняка, если мы, как следует, подумаем над этими словами,
мы тоже, нам покажется это чем-то искусственным.
Иначе говоря, есть какие-то сомнения.
Есть что-то не то в этом.
У ученика возникают сомнения.

Он говорит: «Из этого я могу заключить, что смирение и сострадание….
Не став смиренным и сострадательным, человек не может быть вайшнавом».
Учитель говорит: «Да, ты прав. Не став смиренным и сострадательным,
человек не может быть вайшнавом».

И тут ученик понимает, что ему не нравится в этом.
Ученик понимает, какая философская проблема в этом заключена.

Вы не поняли еще. Но я вам скажу.
Он говорит: «Значит ли это, что бхакти зависит от смирения и сострадания?»
Мы же знаем, что бхакти не зависимо, правильно?
Ахайтуки апратихата. Бхакти – это совершенно не зависимая сила.

А тут получается, что человек не став смиренным, не став сострадательным, не может обрести бхакти.
И это значит, что бхакти зависит от смирения и сострадания.
Правильно? Поймали мы его? Поймали? Поймали-поймали.

Но не так-то просто его поймать.
И этот ответ очень многое нам должен объяснить.

Учитель говорит ему:
«Нет, это не значит. Бхакти беспристрастно.
Бхакти – это самосветящаяся красота, необычайное украшение человека.
И она не лишена никаких хороших качеств
».

И слушайте, это самая суть.
«Смирение и сострадание, поэтому, не являются назависимыми украшениями,
но составляют неотъемлимую интрегральную часть бхакти
».

И он объясняет дальше, почему смирение и сострадание – суть бхакти.
Смирение и сострадание и есть бхакти.
Почему? Очень хорошее объяснение, очень красивое.
Он говорит, что на каком-то уровне понимания преданный начинает чувствовать:
«Я – слуга Кришны, и у меня ничего нет материального.
Все то, что материальное у меня есть, на самом деле, не принадлежит мне.
И Кришна – это все, что у меня есть. У меня ничего другого нет
».
Когда человек чувствует это, что у меня ничего нет.
Единственное, что у меня есть или кто у меня есть – это Кришна, это ощущение….

Это бхакти? Бхакти.

Как это ощущение называется по-другому, если я чувствую, что у меня ничего нет?
Да, это смирение.
У меня есть только Кришна.
Поэтому, бхакти и смирение – это синонимы.

Дальше он говорит другую вещь.
И когда я начинаю чувствовать это,
у меня появляется это интенсивное ощущение разлуки с Кришной,
страсть, желание приблизиться к Кришне, и я начинаю видеть одновременно с этим,
что другие живые существа тоже являются слугами Кришны.

Естественным образом я вижу, если я – частица целого,
если я – часть большого целого, и я понял, что я – частичка целого,
и что моя дхарма, моя природа как частицы служить этому целому,
я вдруг начинаю видеть, что все остальные – тоже части Кришны и тоже слуги Кришны.
И когда я вижу, что другие живые существа тоже слуги Кришны,
какое я чувство испытываю по отношению к ним?

Да, сострадание.
Уважение – можно сказать, но я начинаю чувствовать сострадание к ним.
Я начинаю чувствовать, что они тоже отделенные частицы Кришны.
И дальше он говорит самую удивительную вещь.
Иначе говоря, он объясняет, что две эти вещи – дая и даинья….
Дая – значит, что? Сострадание.
А даинья? Смирение.
Даинья от слова дина, а дина – значит ощущение своей….
Я бедный. Дина – значит тот, у кого ничего нет.
От сюда даинья – это ощущение того, что у меня ничего нет здесь. Я нищий.


Дая и даинья.
Две этих вещи естественным образом появляются у человека,
когда у него появляется бхакти, то есть ощущение своей
частичности и своей принадлежности Кришне
.
В этом заключается бхакти.

Бхакти заключается в том, что я,
отказавшись от своей мнимой независимости,
начинаю по-настоящему ощущать себя частицей Кришны.

А частица – всегда слуга целого.
Это логика, это ньяя.
Часть всегда служит целому.
Часть только тогда хороша, когда она служит целому.

Когда человек испытывает эти две эмоции, смирение и сострадание,
Бхактивинод Тхакур пишет, что в глубине этих двух чувств,
которые пересекаются друг с другом, что обнаруживается?
Прощение. Кшама. Правильно?

Когда у меня есть эта вещь, смирение и сострадание, Бхактивинод Тхакур пишет,
что глубоко, в глубине этих двух эмоций скрыта третья эмоция,
которая называется на санскрите кшама, прощение.
И в результате этого, как пишет Бхактивинод Тхакур дальше,
вкладывая эти слова в уста учителя в «Джайва-дхарме», он говорит:
«Вот пример прощения. Преданный думает: „Я сам нищий и беспомощный.
Могу ли я нищий и беспомощный судить других и раздавать наказания другим?“»

Когда это чувство, на это чувство накладывается дая, появляется кшама или прощение в сердце.

Таким образом, он говорит, кшама или способность прощать
– это третья составляющая часть бхакти.

Природа души – бхакти, природа души – любовь к Богу.
А природа бхакти – это смирение, сострадание и прощение.


И поэтому, когда материальная отделенность и, вызванная ею,
слабость и гордыня заставляют нас обижаться на других,
мы должны очень хорошо понимать,
что это нечто прямо противоположное самой природе любви,
самой природе бхакти.
Tags: Бхакти Вигьяна Госвами, Душа, Философиявед, Шри Кришна, бхакти, преданность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments